вторник, 15 ноября 2016 г.

Король Урала Н.В. Мешков

Как хорошо, когда у библиотеки появляются новые друзья!
В августе 2016 года нашу библиотеку посетил Андрей Юрьевич Маясин – человек, неравнодушный к истории своего города. Он собирает материал о Николае Васильевиче Мешкове – крупном судовладельце, миллионере, известном меценате, проживавшем в городе Пермь.
Николай Васильевич Мешков.
Дом Н.В. Мешкова -одно из красивейших зданий Перми 
Из письма Андрея Юрьевича: «Значение фигуры самого Николая Васильевича переоценить невозможно: его жизнь даёт ответы на многие вопросы нашего бытия. Вглядываясь в эту судьбу, мы обнаруживаем, что человек может быть и преуспевающим предпринимателем, и деятельным общественником, и меценатом в лучшем смысле. Изучение биографии таких людей как Николай Васильевич является замечательным методом воспитания молодёжи, которая нуждается в лучших ориентирах, чем те, которые воспроизводятся на телеэкранах…
Наша задача в том, чтобы люди знали и помнили тех, кто достоин уважения и подражания».
 А родился Николай Васильевич в Весьегонске, здесь же прошли и его юношеские годы. Посетив наш город, Андрей Юрьевич интересовался – помнят ли  весьегонцы его знаменитого родственника и что именно знают о нем. А немного позднее прислал нам фото и материалы о Н.В. Мешкове. И сегодня мы предлагаем Вашему вниманию статью Андрея Юрьевича.
А.Ю. Маясин около семейного захоронения Мешковых. 
Москва, Введенское кладбище.
А.Ю. Маясин
«Человек имеет величину того, что он осмеливается делать».
Хорхе Анхель Ливрага
 Николай Васильевич Мешков.
Жизнь Николая Васильевича Мешкова (1851 –  1933гг.) пришлась на интереснейшее и сложнейшее  для России и всей европейской цивилизации время: время серьёзных изменений в общественном укладе страны, смены  основополагающих ценностей в сознании людей, открытие новых возможностей в их созидательном творчестве. Стремительный переход из патриархального аграрного мира в мир индустриальный дал замечательные возможности энергичным, настойчивым и мыслящим людям.  Ярким  примером такого человека  служит для нас Николай Васильевич.
Будучи человеком низкого, по взглядам тех времён, происхождения он совершил великолепный подъём к  вершинам делового успеха, и далее – к огромному вкладу в культурное развитие Пермского края и Урала в целом.
Родился он в российской глубинке – в маленьком городке Весьегонске Тверской губернии, в семье рядового торгового служащего. По решению отца его формальное образование ограничилось четырьмя классами уездного училища. После чего совсем юным он начал жизнь делового человека. Быт людей в ту пору был очень тесно связан с реками: они служили основными путями для передвижения людей и товаров. Отец неоднократно брал сына в поездки по Волге, по Мариинской водной системе, возил его на местные ярмарки. Молодой Мешков знакомился с новыми людьми, с условиями покупки и, особенно, перевозки заготовляемых продуктов.
 Отец поручал ему всё более сложные дела, обучал ведению счетоводства и кассовых операций, уезжая, оставлял вместо себя. Но в 1870 году Мешков-старший тяжело заболел, простудившись, спасая тонувшего в Волге человека, оставил службу и вскоре умер. На Николая легли заботы о матери и сёстрах.
Дальнейшую школу делового мастерства он проходил, работая у купца Соболева, имевшего буксирные пароходы, баржи, доходные дела в Поволжье. Отлично зарекомендовав себя, перешёл на службу в большую пароходную фирму «Товарищество Волго-Камского пароходства», чтобы специально изучить большое транспортное дело на реках Волжского бассейна.
Владельцы «Товарищества» быстро оценили организационные способности, энергию и сметливость 25-летнего Мешкова и в 1876 году его назначили «полным доверенным в бассейне реки Камы».
В Пермь он приезжает уже женатым человеком. Его женой стала Вера Никаноровна Болгарская, дочь генерала, жившего в Казани. Женитьба была полной неожиданностью для родителей невесты, и они долго не могли примириться с этим неравным браком.
Появление Мешкова в Прикамье совпало с важнейшим переворотом в хозяйственной жизни края – строительством Уральской горнозаводской железной дороги, соединившей Пермь с Екатеринбургом через Чусовской и Нижнетагильский железоделательные заводы.
Для такого масштабного, по тому времени, строительства требовалось огромное количество строительных материалов, леса, рельсов, оборудования, паровозов и людей.
 Задачу доставки всего этого в числе других выполнял речной грузовой флот Волго-Камского пароходства под руководством Николая Васильевича Мешкова.
Вскоре он пробует себя как самостоятельный предприниматель: с разрешения руководства берёт на стороне в аренду небольшой буксирный пароход. И за навигацию тот приносит хороший денежный доход.
Тогда Мешков отказывается от службы в «Товариществе», несмотря на то, что правление вместо 1200 рублей предложило ему  годовое жалованье в 3600 рублей.  (В то время, например, килограмм сливочного масла стоил 1 рубль, а пуд пшеницы – 50 копеек).
Удача сопутствовала молодому пароходчику. Он очень быстро ориентировался в тогдашней обстановке на Каме, в условиях плотной конкуренции находил наилучшие способы перевозки грузов и обслуживания пассажиров. Установил деловые контакты с крупнейшими заводчиками и местным купечеством, постепенно расширял круг и размах своей деятельности, получал наиболее выгодные заказы и постоянную клиентуру. Из года в год Мешков приобретал, модернизировал и заказывал новые пароходы. Расширялись его торговые операции.
Зачастую, люди проявляют свою сущность в критической обстановке. Так случилось и с Николаем Васильевичем.  1891 год выдался тяжелейшим для сельского хозяйства России. Сильная засуха охватила многие районы страны. Поразила она и значительную часть Пермской губернии. На Пермское земство легла трудная задача – заготовить и доставить в пострадавшие от неурожая уезды более 400 тыс. пудов семенного зерна. Бескорыстную помощь земству оказал Н.В.Мешков. В сложной обстановке он успешно провёл закупку и доставку такой крупной партии зерна. Причём, денежные средства на эту ответственную операцию ему доверили под честное слово, а речь шла о 1,5 млн. руб. – огромнейшей сумме. С этого момента он становится известен  и уважаем не только как коммерсант,  но и общественный деятель.
Его выбирают членом губернского земского собрания три срока подряд. Он занимается вопросами улучшения оплаты сельских учителей, содержанием Пермской бесплатной библиотеки, организацией мероприятий к 100-летию А.С.Пушкина, инициирует строительство в Перми Народного дома. Активное участие Мешкова в делах Пермского земства длилось до 1902 года, когда у него произошёл конфликт с властями по поводу поддержки им революционных (!) организаций.
Фамилия Мешкова становится известной по всей Каме, Волге, Вятке и реке Белой. Знали его хорошо и в Москве, и в Петербурге, и в Сибири.
Имя  Мешкова пользовалось полным доверием в финансовом мире России и за границей.
Перед  революцией состояние его достигало 16 млн. рублей. Грузооборот флота, принадлежавшего ему на Каме и Волге, в навигацию 1916 года превысил 50 млн. пудов. Его хозяйство включало десятки барж и пароходов, дебаркадеров, складов, площадок, затоны, заводы. У него работали тысячи сотрудников.
Николай Васильевич очень ценил инициативных, деятельных людей, умелых организаторов. В его компании царил строгий порядок и уважительное отношение к работникам.
Острая конкурентная обстановка на реках  заставляла менее крепкие в организационном и финансовом отношении пароходства закрываться. Имущество этих фирм откупал Мешков, наращивая свои возможности.
В 1913 году возникла драматичная ситуация, связанная с «Товариществом пароходства и транспортирования грузов братьев Фёдора и Григория Каменских». Это была большая и старейшая уважаемая транспортная российская компания, связанная  деловыми интересами с многими фирмами и частными лицами. Но плохим управлением её довели до критического состояния. У «Товарищества» накопились огромные долги. К Н.В.Мешкову обратились с просьбой о поддержке. И он, имея собственное процветающее дело, в преклонном возрасте (63 года) идёт на риск, берёт на себя все долги «Товарищества»  Каменских. Сделавшись по сути владельцем этой компании, он не закрыл старинную камскую фирму, а только присоединил к её наименованию свою фамилию.  Став руководителем и фактическим хозяином огромного «Товарищества», Мешков в кратчайший срок с присущей ему энергией установил в нём порядок, наладил учёт и отчётность. Под наименованием «Товарищества пароходства и транспортирования грузов бр. Ф. и Г.Каменских и Н.Мешкова» предприятие и существовало до национализации в 1918 году.

Самую широкую известность имел Николай Васильевич как человек всегда  готовый помочь людям, обратившимся к нему за поддержкой. У исследователей сложилось ощущение, что он вообще никогда никому не отказывал. Со всей России обращались к нему за финансовой помощью те, кто оказался в тяжёлой ситуации. Особенно он был внимателен к просьбам молодёжи о помощи в получении образования. Насчитывается только известных около 200 человек получавших от него стипендии на образование. Просителям, обещавшим по возможности вернуть деньги, он отвечал: «Вы не возвращайте то, что я Вам посылаю, а лучше потом отдайте другим, кто будет в таком же положении, как Вы сейчас».
В Перми Мешков построил прекрасный особняк на Набережной улице, по сей день украшающий город. Но для личного пользования применялся только первый этаж, на втором находилось управление пароходством. Кроме того, Николай Васильевич периодически предоставлял свой дом для проведения общественных мероприятий, таких, например,  как учительские курсы.
У него были потрясающие по масштабу и глубине замысла проекты-мечты как в области транспорта, так и в общественном плане. Мощные социальные катаклизмы, потрясшие страну и мир, не позволили им сбыться при его жизни.
Но этот человек обладал замечательным качеством: использовать на благо любые обстоятельства. И оно особенно ярко проявилось, когда Россия в 1914 году вступила в Первую мировую войну и возникла необходимость эвакуации учреждений из прифронтовых западных районов страны, в частности Юрьевского (Тартуского) университета. Земство Перми выразило готовность принять его. Эту идею деятельнейшим образом поддерживает и развивает Н.В.Мешков. Он предоставляет под корпуса университета свои огромные новые здания на Заимке (которые с начала войны безвозмездно были им отданы для дислокации резервных воинских частей) и сам земельный участок. Выделяет крупные денежные средства на содержание университета. И самое главное интенсивно развивает этот проект. Приглашает представителей Тартуского университета в Прикамье для ознакомления, перевозит университетскую библиотеку в Пермь, интенсивно и успешно лоббирует положительное решение вопроса в столичных официальных инстанциях, подключая все свои финансовые и организационные  ресурсы. Организует этой прекрасной идее массовую общественную поддержку в самом крае. И даже когда профессура Юрьевского университета отказалась от переезда в Пермь, а тогдашний губернатор Перми стал противником проекта, Мешков, используя силу общественного мнения, напряжённую обстановку военного времени, опираясь на энергичных и верных помощников, таких как профессор Константин Доримедонтович Покровский, профессор Гримм и других, сумел воплотить замысел в виде Пермского отделения уже Петроградского университета. Новый культурный и научный центр был открыт в Перми 1916 году ценой огромных совместных усилий истинных патриотов Прикамья и России, а уже через год Временным правительством  (а именно, рукой академика Вернадского) ему был присвоен статус самостоятельного университета.
В 1917 году совет университета единогласно избрал Н.В.Мешкова первым своим почётным членом. Звание это он считал самой высшей наградой в своей жизни и очень гордился им.
И даже циклопические революционные стихии не смогли пошатнуть позиции Мешкова, как человека полностью слившего свою личную судьбу с непростой судьбой Родины и Пермского края.  Об этом красноречиво говорят следующие выдающиеся факты.
В начале 1918 года, когда пароходства ещё не были национализированы, Николай Васильевич получил несколько предложений от иностранных компаний продать его дело. Но он не мог допустить, чтобы внутренние пути сообщения, - это, по его выражению, кровообращение страны – перешло в руки иностранцев, и отклонил такие предложения.
И в то же время делегаты I чрезвычайного съезда представителей рабочих и служащих «Товарищества Ф. и Г. бр. Каменские и Н.Мешков» большинством голосов приняли решение избрать Н.В.Мешкова (которому тогда было почти 70 лет) комиссаром пароходства. В итоге, конечно, большевистское правительство не смогло утвердить такое фантастическое решение – бывший крупнейший пароходовладелец, миллионер и  -  … демократически избранный комиссар!..
И при этом его, представителя «враждебного класса», в 1920 году приглашают в Народный комиссариат путей сообщения на должность консультанта, в качестве которого он работает до 1931 года, то есть 80-ти лет.
В 1933 году Николая Васильевича не стало.
Большой жизненный путь прошёл Н.В.Мешков. Необычайно широка была его натура. Его деятельность охватила многие важнейшие стороны жизни  на многие года.
Так до конца ХХ века работало созданное им Камское речное пароходство, располагавшееся по-прежнему в его доме.
Существует на далёком Урале  уже  сто лет Пермский университет.
И даже в новом тысячелетии Пермский краеведческий музей, оставшись без помещения, нашёл прибежище, как на ковчеге пророка, в доме этого великого и очень скромного человека -  в Доме Мешкова. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий