четверг, 27 августа 2015 г.

Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу

Как неумолимо бежит время…
Безжалостно стирает память о местах, событиях, людях, заражает нас безразличием к прошлому, равнодушием к тем местам, которые когда-то были близки и дороги…
Несколько дней назад я навестила место, где еще каких-то сто лет назад кипела жизнь, где жил многочисленный род дворян Калитеевских, так много сделавший для весьегонского земства.
Летели годы, шумели революции, происходили различные изменения в стране...  
В зданиях располагались Весьегонская МТС, Любегощская средняя школа. 
Несколько десятков лет дом пустует.
И с каждым годом здесь все труднее разглядеть угасающую красоту старинной барской усадьбы.
Когда-то здесь были ворота...
Сейчас вокруг дома густые, выше человеческого роста, заросли. Но еще можно разглядеть высокие окна, сквозь штукатурку проступает более поздняя кладка кирпича, изменившая арочные окна на прямоугольные. Со стороны фасада обрушилась пристройка 60-х годов XX века, открыв форму усадебного дома...

Старый пруд почти совсем зарос...
Я не смогла пробраться сквозь бурьян к бывшему дому Николая Анастасьевича. 
Остатки дома Н.А.Калитеевского. Вид со стороны пруда. 2015 год
Остатки дома Николая Анастасьевича Калитеевского. Фото Ольги Персовой. 2010 год
В парке давно уже невозможно разглядеть аллеи, но он по-прежнему поражает своей мощью.
Парк. 2015 год
Старый флигель тоже давно заброшен.
Каменный флигель в усадьбе. Фото Ирины Поведской. 2002 год
2015 год
Какая мощь и величие у старых деревьев возле дороги. Раскидистые ветви седой лиственницы,
причудливой формы стволы в три обхвата...
А расцвет этой усадьбы начался, пожалуй, с тех пор, как Анастасий Александрович Калитеевский вышел в отставку в чине капитан-лейтенанта и поселился в отцовском имении Попово.
Позднее его сыновья Иван Анастасьевич и Николай Анастасьевич разделили усадьбу.
Старший стал хозяином Старого Попова, в его владении были 745 десятин земли, 3 жилых постройки и 14 хозяйственных. Ему же принадлежала и мельница на реке Рене. 
Младшему же досталось Новое Попово с 898 десятинами земли, 2 жилыми и 12 хозяйственными постройками. В его владении был постоялый двор в селе Любегощи.
Сама усадьба располагалась на холме, омываемом ручьем Пикшей, который впадал в Реню.
В конце 19 века здесь было очень красиво. 
Фото из архива семьи Калитеевских
Иван Анастасьевич и Ольга Павловна Калитеевские со своими детьми на крыльце дома в с.Попово (1910-е гг.)
 Фото из архива семьи Калитеевских
«Усадьба сидит на холмистом крутом месте, с запада видна за много вёрст. На возвышенности к Калитеевскому ручью протянулась аллея из хвойных деревьев: лиственницы, сосны, ели, кишевшая птицами. Ничего нельзя было расслышать от непрестанного грачиного крика, от треска сухих ветвей и шума бесчисленных чёрных крыльев, от необыкновенной возни на деревьях около неуклюжих, растрёпанных, похожих на мужицкие шапки гнёзд.
В саду не было столь нелепых, столь раздирающих крыльев, не было такого шума, треска, писка. Здесь щёлкали соловьи, «мурлыкали» иволги, пели малиновки, куковали кукушки, и вообще хлопотала и устраивалась благозвучная тварь.
В саду всё нежилось и млело на солнце: только ветерок шевелил белоснежные и розовые цветочки деревьев, мягкую ярко-зелёную травку на лужайках, одуванчики, кашку, златоцвет, лиловые колокольчики, ласкал старые липы, пахучую зелень берёз, ленчатые листья клёнов. С дуновением этого благосклонного ветерка всё растущее как бы пронизывалось весёлыми солнечными лучами, как впитывало в себя золотистый блеск, разлитый в воздухе. Вот почему даже в липовых и кленовых аллеях, и в беседке из густых акаций, и там, где над прудом возвышались старые дубы, тень была какая-то не настоящая, как в роще, а с зеленовато-золотистыми просветами, с прихотливой игрой солнечных лучей, точно застрявшая в густой листве. Гудели пчёлы, пели птицы, сильный и сладкий запах насыщал воздух, в голубом пространстве отчётливо вырисовывались цветы вишен, яблонь, черёмухи. Всё ликовало здесь чинно и красиво.
План усадьбы. Вторая половина XIX века. Составлен Н.И.Яндовской
С северной стороны тянулись конюшня, каретный сарай, кладовая, ледники. Замыкал усадьбу двор со стороны сада. Над всем этим возвышался двухэтажный, кирпичный, с балконами на южной стороне барский дом, окружённый цветниками и густыми кустами сирени. Двор был обнесён каменной узорчатой оградой.
За рвом, ближе к слиянию двух ручейков, - Калитеевского и Дубровского, - раскинулись овины, амбары, рига, гумно».

Калитеевский ручей. Фото Ольги Персовой 2010 год
«Границы усадьбы окаймляли заросли декоративного кустарника. Парк и сквер с цветником перед парадным крыльцом планировал пленный француз-садовник. Въезд в усадьбу был оформлен каменными воротами, за которыми дорога к дому шла между сквером и парком из серебристых тополей. Кирпич для строительства для строительства дома изготавливали на месте, строили местные мастера. Усадьба была выстроена по плану, очень удобно и компактно. Службы располагались отдельно – людская, пекарня, маслодельня, каретный сарай, конюшня, скотный двор.
Дом был двухэтажный: первый этаж с высокими, до 3 м потолками и высокими окнами, на втором этаже потолки были низкие, а окна «приземистые». Главный фасад дома был обращен на север и обрамлен одинаковыми выступами по бокам, с большими «итальянскими» окнами, высокими на первом и низкими на втором этаже. Посередине фасада, в нише, находился парадный вход с деревянным крыльцом и большими стеклянными дверями. Из зала можно было выйти на узкий балкон с колоннами, а с балкона – спуститься в сад. Площадь дома составляла приблизительно 500 кв.м. Отапливался он большими голландскими печами. Дом в относительном порядке сохранился еще в нач. 1920-х гг.» - пишет в своих воспоминаниях Н.И.Яндовская.
План каменного дома. Составлен Н.И.Яндовской 
В усадьбе бывали разные известные люди: Петр Алексеевич Дементьев, дворянин, председатель земской управы и предводитель дворянства Весьегонского уезда Тверской губернии (1873-1878), основатель города Сент-Питерсберга в штате Флорида США, знаменитый художник Иван Яковлевич Билибин. Как пишет З.А. Образцова: «...бывали А.И. Куприн, близкие друзья В.И. Вернадского: внук декабриста Д.И. Шаховской, С.Ф. и Ф.Ф. Ольденбурги; А.А. Бакунин, П.А. Корсаков, Ф.Д. и Г.Д. Батюшковы, А.И. Эртель, весьегонские интеллигенты Н.А. Спиридонов и Н.Н. Голованов (переводчик «Фауста» Гете и «Божественной комедии» Данте), многие другие отечественные писатели и деятели культуры».
Калитеевские нашли свое упокоение на кладбище села Любегощи. Их могилы находятся в правой части кладбища, недалеко от центральной дорожки.  
Если вы вдруг случайно там окажетесь, не поленитесь их навестить, сорвать крапиву за оградой, смахнуть паутину с креста...
Время  рушит казавшиеся такими крепкими здания, стирает с лица земли целые населенные пункты, затягивает бурьяном поля и дороги...
Но мы можем сохранить хотя бы часть этого. В нашей памяти. Нашим неравнодушием. Для нас самих и наших потомков... 
И может быть тогда не будет зарастать тропинка и к обелиску погибшим землякам, который находится на территории усадьбы.



Использованная литература
  1. Кондрашов А.И., Малышев Н.Ф. Река Реня. Сборник очерков. - Тверь: Славянский мир, 2007. - 48 с. : ил.
  2. Малышев Н.Ф. История села Любегощи  / науч. ред. В.М.Воробьёв.- Тверь: Седьмая буква, 2008.- 54 с.: ил.
  3. Поведская И.Н. Весьегонский американец. Очерк жизни и деятельности Петра Алексеевича Дементьева (1850 – 1919). Тверь, 2008.

Комментариев нет:

Отправить комментарий