пятница, 28 ноября 2014 г.

Школа в селе Баскаки (1965 – 1969)

Деревня Баскаки с весомым историческим прошлым и красивой, хотя и разрушенной церковью Успения Пресвятой Богородицы до сих пор, когда проезжаю мимо, заставляет мое сердце биться сильнее. На месте моей школы просто поляна, заросшая травой и кустарником, место совершенно ничем не примечательное, скучное, таких мест в любой деревне тысячи.
 От деревни Иваново до села Баскаки, в которой была начальная баскаковская школа, расстояние около трех километров. В первый класс я пошла в 1965 году, в школу, которая находилась на самом конце деревни.
Шли дружной толпой - Саша Антонов, Саша Осипов, Валя Деева, Валя Максимова, Валера Назаров, Галя Цыганкова, Петя Александров.
 Школа располагалась в одноэтажном здании с двумя большими, светлыми комнатами и огромным коридором. Вокруг школы вился скромный, кое-где поваленный палисадник, в котором не росли цветы. В каждом классе были кирпичные печки, на которых зимой кипели чайники, и мы, приходя с мороза (а морозы тогда были настоящие) пили сладкий чай, а затем проводились уроки. В классах стояли парты с откидными крышками, чернильницы-непроливайки, в ячейках парт лежали ручки с перышками, которые вынимались и чистились. Классы по количеству учеников были большие, приходили дети с деревень Иваново,  Маринино, Лукино, Бренево и других. Школьной формы не было, поэтому девочки были одеты в платья, которые им шили дома, а мальчики - в  костюмы, явно перешитые из отцовских или дедовых. Это никого не смущало, как не смущали и сумки для учебников, сшитые из грубого, крепкого материала. Многое в школе приходилось самим додумывать, например, когда нас учили считать на палочках, только у нескольких учеников были разноцветные, яркие,  пластмассовые палочки для счета, которые продавали в магазине и стоили дорого, мне пришлось считать палочками, вырезанными из веток малины, которые росли за домом. Их было ровно десять, и чтоб как-то их украсить, я перевязала их красивой лентой. Учение в начальных классах давалось легко, потому что в школу ходила с радостью.
 Моей первой учительницей была Галина Васильевна Кочнева, дом которой находился через дорогу от школы. Она была чрезвычайно добрая, голос не повышала, гладила нас по голове, а после школы приглашала к себе домой. Помню, мне она подарила альбом со старыми марками, который я долго хранила.
 Вторая учительница, Мария Федоровна Кашина, учила нас счету и пению. «Осень, непогодушка, тополь пожелтел, вдруг на ветке скворушка песенку запел. Ветка чуть качается, дождик не кончается, с нами старый скворушка до весны прощается…» - поет Мария Федоровна, мы ей подпеваем дружно. «Посею лебеду на берегу…» – вновь запевает Мария Федоровна, и мы вновь поем.
 Анна Александровна Трешкина жила с нами в одной деревне, так что утром мы вместе с учительницей шли в школу и из нее. Путь был долгий, и Анна Александровна всегда придумывала что-то интересное. Дорогой, коротая длинный путь, мы сочиняли стихи и придумывали «свой разговорный язык» прибавляя к каждому слову «нако». Ивановские довольно бегло на этом языке говорили - и звучало это так: «Нако - по, нако - шли…» - пошли. Вначале осени мы по обеим сторонам дороги собирали грибы в «посадках», белые и рыжики. «Вот вам и ужин готов,» - смеялась Анна Александровна. В марте из наста мы вырезали забавные фигурки, ставили их вдоль дороги, и они приветствовали нас по всему нашему пути. Зимой учили слова сказки «Курочка-ряба» для школьного спектакля к Новому году. «И снесла курочка яичко…» - говорит кто-то глухо, закрывая от холода лицо рукавицей.
Водили нас и в кино, фильмы шли в бывшей церковной пристройке. Зал был холодный, своды – округлые, стулья сбитые вместе, фильмы черно-белые. (Раньше в этом здании была одноклассная  церковно-приходская школа, основанная в 1886 году. Учащихся было 58 человек).
Не забыть мне и прием в октябрята. Когда к груди был пристегнут значок, меня переполнило чувство значимости, и я долго не застегивала пальто, чтоб все видели.
 В моих воспоминаниях, этот отрезок времени в четыре года представляется самым добрым и безмятежным в моей жизни.
В это время за моей родной деревней, в поле, строилась большая, кирпичная школа со светлыми классами, новой мебелью. Сюда я пошла учиться в 5-й класс.

1 комментарий:

  1. Елена Сенькина10 декабря 2014 г. в 09:07

    Елена Николаевна, очень здорово! Воспоминания будут жить! Надеемся, что еще кто-нибудь захочет поделиться своими детскими воспоминаниями о родной школе, учителях и одноклассниках...

    ОтветитьУдалить